Где-то под Егорьевском (с)
Ретро-пост из старого блога про поездку на акустический концерт в Рязани. Опубликован пост 25.11.2014, рассказанные события произошли 20.11.2014. Напомню, что тот блог мы вели с сестрой (никнейм katafalka) вдвоём, поэтому по ходу повествования будут комментарии от неё, они отмечены курсивом на цветной подложке.
Конечно, поездка в Рязань не была такой же спонтанной, как, скажем, поездка на концерт Тараканов! в Коломну, но она, несомненно, относится к категории «концертов после работы». Хотя на данный момент я являюсь человеком без работы, что не может не вызывать радостный вскрик у моих хэйтеров, дочитавших пост до этого момента. Пользуясь случаем, передаю им привет и выражаю огромную благодарность за то, что читают блог.
Пользуясь случаем, напоминаю соавтору: «Мир не вращается вокруг тебя!»
Анонс о предстоящем в Рязани акустическом концерте Д.Спирина я кинула katafalke где-то за неделю до самого события. Информацию она приняла к сведению, а решение его всё-таки посетить возникло буквально за два-три до выступления. Удобная для нас электричка отправлялась с Казанского вокзала в 15:23.
Встречу назначили на 15:00 и прибыли одновременно чуть ранее обозначенного времени. Погода была предельно хороша, как и в большинство дней этой осени. Кто-нибудь заметил, как мало было дождливых дней? Многим известно, что сейчас на Казанском вокзале ремонт, и никогда не знаешь, где можно будет купить билет в следующий раз. Спасают лишь автоматы, продающие билеты. Данная «шайтан-машина», как и все технические новинки, имеет сторонников и противников. Мне они нравятся, хотя, как и любая техника, они несовершенны: имеют особенности зависать или, слямзав деньги, не выдавать билет. Нам повезло, и мы стали счастливыми обладателями билетов до Рязани.
Хотя этот конкретный аппарат крайне критично отнёсся к предлагаемой ему пятисотрублёвой купюре, которой мне с превеликим усилием лишь раза с четвёртого удалось его накормить.
На платформе уже стояла наша электричка, ген бродяжничества довольно замурлыкал в душе.
Народу было немного, поэтому вариантов «где бы присесть?» было масса. Недолго думая, приземлись на диванчиках у окна в одном из вагонов и стали ждать отправления, которое должно было случится с минуты на минуту. В это время по вагонам ходили продавцы всяких ненужных вещей, вроде религиозной атрибутики и прочей фигни.
Мне кажется, к следующему разу я созрею до покупки календаря с изображениями святых. Но вообще религия – не для религиозных людей.
У katafalkи зазвонил телефон, и добродушные люди из Рязани поинтересовались, не передумали ли мы заночевать у них сегодня.
В разговоре с ними использовала всё своё красноречие, чтобы заверить их в своём стопроцентном приезде.
Поезд тронулся, и впереди нас ожидали три с половиной часа пути. Каждый был занят своим делом.
Я в эти часы слушала альбом Transparent Things («Прозрачные вещи») от Selfiemena, на презентацию которого мы недавно ходили.
Не владею русским языком в степени, достаточной для корректного описания моего отношения к данной ситуации, поэтому скромно промолчу.
В дальнейшем планирую написать музыкальное эссе на этот альбом.
Наверное, планы приблизительно такие же, как в случае с бесконечном альбомом группы «План Ломоносова».
Также читала рассказы О.Генри. Мне очень нравятся его добрые и жизненные истории, которые не теряют актуальность уже несколько поколений. Но этому занятию я посвятила немного времени. Дело в том, что с утра мой организм пребывал в режиме «голодный», а О.Генри очень вкусно описывал блюда, подаваемые на званом обеде, а это лишний раз напоминало о том, что пора бы поесть. Но по закону подлости в электричке ничего не продавали из съестного, и пришлось, смирившись с судьбой, ехать дальше.
Прибыли мы на место в семь вечера, на улице уже стемнело. Гостиница с красивым называнием «Алива» была недалеко от вокзала, и нашли мы её достаточно быстро. До концерта оставалось чуть меньше часа. Любезная девушка на ресепшен сообщила нам, что в семь утра у них завтрак и постояльцам предоставляется скидка 10% на все меню. Мы поблагодарили её за информацию и сказали, что уезжаем достаточно рано, а потому не успеем позавтракать.
В прейскурате цен, представленном на ресепшен, была прописана интересная опция: номер на полсуток, цена которого была в два раза меньше цены полносуточного номера. Ради любопытства попросила девушку пояснить, что имеется ввиду под понятием «половина суток». Она объяснила, что это время с 00 до 12 часов дня: если в течение суток им не удается распродать номера по полной цене, то у забредшего к ним в полночь путника есть уникальная возможность выспаться за полцены.
Наш номер располагался на третьем этаже и по традиции в самом конце коридора. Придя в него мы безуспешно пытались включить свет, оказалось там хитрая технология. Необходимо вставить карточку от номера в специальную ячейку и в номере появляется освещение.
На самом деле такая система весьма распространена в современных отелях, но особенность данной гостиницы заключалась в том, что карточка не открывала собой дверь – карточка выступала в роли брелка от ключа. И по совместительству включала свет. О её предназначении догадаться, в общем-то, удалось, но не хватило терпения довести свою догадку до практического результата: всё получилось лишь после консультации с ресепшен по телефону.
В нашем номере было все для того, чтобы с максимальным комфортом провести ночь.
Скинув вещи и взяв, все самое необходимое мы отправились на поиски маршрутки, которая должна была нас доставить к клубу.
Эту часть истории писала моя сестра, а я уже выступала в качестве комментатора (никнейм Mulenti) происходящего. Так что тут мои реплики на цветной подложке, а основной текст её.
Акустический вечер, о котором сейчас пойдёт длинный и витиеватый рассказ, состоялся в рязанском арт-клубе «Планетарий». У некоторых приезжих [меня, например], сложилось впечатление, что данное заведение – отдельно стоящее строение, пронумерованное 49-м домом по Московскому шоссе - располагается несколько на отшибе города. Тем не менее, добраться до этого места от вокзала не составляет особого труда: множество маршруток с несметным количеством подходящих номеров то и дело шныряют по Первомайскому проспекту в сторону Московского шоссе. Вблизи Планетария на бульваре Победы возвышается стела с венчающей её статуей Георгия Победоносца, которая вполне вписывается в концепцию Московского шоссе и заодно может послужить неплохим ориентиром для посетителей арт-клуба.
Не озаботившись заранее приобретением билетов, покупали их на месте – в окошке кассы снаружи помещения. Благо, в Рязани сделать это оказалось возможным.
Сейчас, размышляя об этом, мне кажется, что не позаботится заранее о билетах на концерт было очень рискованным мероприятием!
Вручённые нам билеты в общем не представляли собой чего-то, заслуживающего особого внимания – всего лишь стандартный бланк арт-клуба. Однако толику специфичного колорита им придавала сделанная на них надпись, оповещающая о том, что свет они увидели на московской улице Матросская Тишина. Приводимое ниже фото несколько мутновато как раз для подчёркивания того обстоятельства, что билет особого внимания не заслуживает.
На входе в арт-клуб в порядке вещей встречают билетёры, от которых два шага до гардероба. Пока сданные одна за другой куртки каким-то непостижимым образом отображались в номерки с числами первой и седьмой сотни, можно было почитать объявление на стене, в котором до сведения посетителей доводилось, что вещи выдаются лишь уходящим из клуба. Видимо, были соответствующие прецеденты.
Помня главное правило посещения Рязани: «Всегда бери с собой паспорт!», решила не оставлять его в куртке и взять с собой на концерт, хотя там он точно был не нужен.
Сам арт-клуб является двухэтажно-двухзальным. На первом этаже в большом зале можно было наблюдать сцену, предназначенную, по-видимому, для проведения крупных мероприятий, в том числе и электрических концертов. Второй этаж является местоположением совсем крохотной сцены, на которой вольготно могут разместиться максимум двое выступающих.
Мне кажется, это самая маленькая сцена, которую я когда-либо видела.
На ней к тому моменту уже возвышались два стула, готовые в любой момент стойко принять на себя вес исполнителей и мужественно не прогнуться под ним.
Перед сценой культурно располагаются несколько рядов мягких кресел, по задумке пронумерованных. Хотя на деле некоторые номера оказались оторванными, что свидетельствует о долго и небезоблачном существовании зала малой сцены рязанского арт-клуба.
Всего около тридцати сидячих мест, билеты на которые успели загодя приобрести наиболее расторопные посетители, являющиеся резидентами города и по совместительству уверенные, что в ногах правды нет.
Это напоминало партер в театре, и как в театре люди занимали не свои места, спорили, кто и где должен сидеть, тыча друг в друга билетиками и, конечно же, не обошлось без любителей приходить после третьего звонка.
Нам удалось примоститься за последним рядом кресел, и зал малой сцены был подвергнут более внимательной инспекции. Позади находилась барная стойка, приобретя продукцию которой можно спокойно направится в сторону стены с окнами: вдоль неё вытянулась линейка столиков. Короткую стену напротив [мимо неё необходимо пройти поднявшимся на второй этаж посетителям перед попаданием в описываемый зал] украшали три круглых окна, стилизованных под иллюминаторы.
За этой стенкой была организована курилка, в которую периодически выбегали подымить. Благо иллюминаторы позволяли наблюдать за сценой и ничего не пропускать.
К восьми часам вечера – обещанному часу начала концерта, в который он, само собой, не начался, публика ещё только подтягивалась и распределялась по залу. Кто-то занимал свои законные сидячие места у сцены, но на них, впрочем, спокойно сиделось далеко не всем: некоторые, едва успев принять удобное положение, резко вскакивали и куда-то убегали, возвращаясь чуть погодя с баночками пива. Большая часть пришедших сконцентрировалась возле барной стойки. В ожидании концерта отдельные представители публики, следуя современным тенденциям, ковырялись в своих девайсах, однако многие нашли темы для оживлённых разговоров друг с другом.
Например, разговорами о предстоящем концерте Тараканов! в Ray Just Arena.
Отсрочка начала была не такой продолжительной, какой она вполне могла бы быть: вскоре в иллюминаторах промелькнули оба Дмитрия, которые, прошествовали к сцене и устроились на стульях. Пока Дмитрий, который Кежватов, настраивал свой источник аккомпанемента,
Дмитрий, который Спирин, поприветствовал рязанскую публику и в нехарактерной до последнего времени для себя манере извинился за опоздание. Он посетовал на пробки по дороге из Москвы в Рязань, связанные со спонтанно сковавшим дороги гололёдом. Концерт можно было уже начинать – осталось лишь поинтересоваться у своего тезки состоянием готовности, на что Кежватов, после быстрого уточнения некоторых технических деталей, дал утвердительный ответ. Тогда первый аккорды традиционной для открытия акустических вечеров композиции «Выходной» ознаменовали собой начало встречи.
Хотя текст песни и находился в вопиющем противоречии с реальным положением дел: на дворе не лето, а поздняя осень, в глаз светит разве что луч фонаря, а сегодня четверг – день недели, который даже для французских школьников никогда не был выходным. Живой и критично настроенный ум исполнителя, разумеется, не мог обойти вниманием данное обстоятельство. Самостоятельно отметив указанные выше несовпадения, он постулировал: «Но всё равно будем отдыхать!» Пришедшим в тот вечер на концерт отдых действительно требовался. В самом начале зал вёл себя ощутимо инертно и скромно – видимо, сказывалась скопившаяся за несколько трудовых дней усталость. Однако вскоре оба Дмитрия где шуткой, а где – острым словцом весьма успешно раскачали зал и даже мельком поделились секретом своего всегда приподнятого настроения. Но об этом чуть позже.
Следующая песня была представлена как очень редко исполняемая на концертах и уж в Рязани точно ни разу не звучавшая вживую: с альбома «Попкорн (Мы научили весь мир сосать)» - «365 дней». После того, как она прозвучала, Дмитрий Спирин в первый раз за вечер обратился к присутствующим в зале фотографам с пока полушутливой просьбой.
Он попросил их перед заливкой всех сто сорока фотографий, сделанных на сегодняшнем выступлении, в сеть всё-таки предварительно их просмотреть и исключить из плеяды фотоснимков кадры, которые получились не особенно удачно. Позы и выражения лица, которые на снимках Дмитрию особенно неприглядны, он продемонстрировал наглядно. «Мы этого не любим», - пояснил он. – «Ведь это не характеризует вас как хороших фотографов!» И как выяснилось в дальнейшем, данная просьба не являлась мимолётным волнением души: на самом деле, она представляла собой один из способов выражения Дмитрием Спириным своего отношения к фотографам-дилетантам. Пока ещё форма этого выражения была относительно иносказательной, но вскоре Дмитрий Александрович заговорит прямо. Дмитрий же Кежватов пока никак не поддерживал эту тему, а спокойно попивал принесённый ему чаёк.
Вскоре зазвучала песня под названием «Письмо к Бритни» с альбома «Страх и ненависть». В течение концерта это композиция упоминалась ещё неоднократно и в итоге была проанализирована с разных сторон: от онтологического аспекта до разбора её фонетических особенностей. На её примере Спирин затронул тему вариантов повествования в литературных произведениях, коими в данном конкретном случае являются песни. Он немного порассуждал об обывательском сознании, которое склонно олицетворять лирического героя песен, что поются от первого лица, с исполнителем. Т.е. если говорит «я», значит про себя. В рамках этого монолога Дмитрий произнёс фразу: «Но я, будучи не совсем Дмитрием…». Ею он чрезвычайно смутил своего коллегу по сцене – товарища Кежватова, который, по-кошачьи примостив верхнюю часть своего корпуса на обнимаемой им гитаре, плутовато посмотрел в сторону лидера Тараканов! и спросил: «Погоди, что ты имеешь ввиду, говоря, что ты не полностью Дмитрий?». Спирин пояснил, что он, безусловно, всецело Дмитрий, но вот в контексте обсуждаемой песни он не тот Дмитрий, про которого поётся, поскольку песня-то на самом деле про Кежватова. Далее последовала история возникновения текста данной композиции: как-то по пути с очередной репетиции Кежватов рассказал товарищам о своей любви к зарубежной поп-диве, на что Спирин ему ответил: «Да это отличный сюжет для песни! Я её сегодня же напишу!».
И через пару часов песня была готова. Что касается фонетики, то тут Дмитрий Александрович обратил внимание присутствующих на строчку «А Melanie C с Алсу сосут», которая, по его мнению, для современного подрастающего поколения должна представлять собой скорее набор звуков, нежели осмысленный текст. А всё потому, что сейчас уже не существует, по крайней мере для широкого общественного сознания, таких исполнительниц как Melanie C и Алсу. По выражению Дмитрия Спирина: «Они отсутствуют в их культурных реминисценциях». В доказательство своих слов он поинтересовался у девушки, сидящей на одном из кресел и держащей в руке фотокамеру, о её возрасте. «Двадцать два», - ответила барышня. Ещё пара встречных вопросов, и выяснилось, что об Алсу девушка имеет какое-то представление,
а вот про то, кто такая Melanie C – не знает.
«Это одна из Spice Girls», - просветил её Дмитрий Александрович. Как уже было сказано выше, разговоры про эту композицию всплывали в различных моментах акустического вечера, поэтому можно догадаться, что в нескольких выше расположенных абзацах повествование намеренно теряет последовательность, и связывающая его в нечто содержательное логика становится тематической. Дальнейшее изложение понемногу восстановит хронологию, которая, впрочем, тоже ещё неоднократно похромает. Всё потому, что для автора она скорее рекомендация, нежели необходимое требование.
Итак, непосредственно после исполнения «Письма к Бритни» Дмитрий Спирин напомнил всем присутствующим, что они пришли на акустический вечер, особенностью которого является возможность непосредственного общения музыкантов с публикой. Всем желающим было предложено в течение одной-двух последующих песен подумать над вопросами. Пока же, дабы развлечь публику, Дмитрий предложил поговорить на тему ослушек в песнях Тараканов! Призвав присутствующих делиться своими собственными примерами и предоставив всем возможность поразмышлять, он сам рассказал залу об известных ему ослушках. В контексте этой беседы была упомянута песня «Поезд в сторону Арбатской». В ней ослышался режиссёр клипа на неё - Александр Соломахин. Строку «На поезд в сторону Арбатской» он внутренне интерпретировал как «На поезд в сторону с опаской». Для тех, кто не смог сразу прочувствовать всю прелесть этой ослышки, Дмитрий Спирин великодушно её пояснил приблизительно следующим образом: «Человек не знает, куда он едет, поскольку понятие «направления» при таком её произнесении исчезает, но уже едет туда с опаской».
Чуть позднее по ходу вечера вспомнилась ещё одна забавная ослышка, на сей раз из песни «Кто же теперь будет спать со мной». Кому-то вместо: «Всего две недели в Азове купанья» слышалось: «Всего две недели на зоне купанья». Слово Дмитрию Спирину: «То есть кого-то посадили на зону, но там было какое-то купанье, и при этом всего две недели!» Мне, кстати, долгое время эта строчка слышалась как: «Всего две недели в озёрах купались». «Швейцария», - сразу думалось мне, а на деле оказался всего лишь Азов.
Во время одного из перерывов Дмитрий Спирин в продолжении темы ослышек, заговорил про несколько надуманную их разновидность. Возможно, в параллельных вселенных они таковыми и являются, но вот здесь существуют в основном лишь в сознании вокалиста Тараканов!, который, впрочем, своих рассказом о них рязанской публики сделал попытку расширения их ареала обитания. Была приведена в пример строчка из песни «Собачье сердце»: «Я наверно проживу ещё один день», первую часть которой чисто теоретически можно услышать как «Яна верная». Хотя этого никто и не слышит. Тем не менее, Дмитрий Спирин был явно доволен тем, что, возможно, в кого-нибудь, особенно впечатлительного, поместил червя сомнения.
С творчеством группы Тараканы! связана и моя персональная ослышка, которая относится к композиции с суровым названием: «Границы гетто». Впервые услышала её ещё в школе, но не разобрала особо слов в куплетах, а поняла, как мне казалось, только припев. Там, по моему мнению, пелось что-то про коней: «Кони, чтобы учить тебя! Кони, чтобы лечить тебя!» Кони на все случаи жизни. До сих пор, как на концертах, так и в записи, - периодически слышу именно коней.
Пока katafalka мне не рассказала эту историю с ослышкой на коней, я песню слушала нормально. Но теперь моя жизнь никогда не станет прежней, я всегда слышу там коней.
В зале, как уже было сказано выше, присутствовало несколько человек с полулюбительскими фотокамерами и, видя направленные на себя объективы, Спирин во второй раз обратился к фотографам, проговорив следующее: «Каждый раз, приезжая к публике, попадаю на курсы фотооператоров! Скажите, зачем? Что вы потом делать будете со всеми этими фотографиями?» Кто-то весело крикнул: «Фетиш!», но в целом зал не нашелся, что ответить. «А вообще, поворачивайте иногда объективы в зал», - сказал он. – «Там порой происходят гораздо более интересные вещи, чем на сцене». Всё повернулись и увидели за одним из столиков девушку в полосатой кофточке, которая активно двигалась под музыку. Дмитрий Спирин оценил её танцевальные способности и пригласил потанцевать на сцене, но девушка скромно отказалась. «На YouTube можно найти гораздо более крутые и профессиональные видео, чем можешь сделать, например, ты!", - продолжил он начатую тему, указывая на парня справа от себя. – «Камера занимает у вас руки, которыми вы могли бы, например, бросить козу!» Публика радостно подхватила это предложение, начав тут же бросать козу, но Спирин остановил всеобщее возбуждение фразой: «Но это, конечно, не на этом концерте. На этом можно похлопать, например». Фотографы резко снизили свою активность, но все же полностью ее не прекратили: просто теперь все старались фотографировать выступающих, когда Дмитрий Спирин отворачивался.
Это напомнило мне школу, когда тебя прилюдно уличают в списывании или занятиями посторонними делами и тебе приходится быть очень осторожным, чтобы не попасться во второй раз.
Далее звучат «Собачье сердце», «Улица Свободы» и «Как в третий Quake». В одном из перерывов между песнями Спирин поинтересовался у Кежватова, какой будет следующая исполняемая песня, на что Кежватов посоветовал ему заглянуть в сет-лист. «Сет-лист у нас сегодня электронный», - заметил Дмитрий, беря в руки смартфон и производя с ним известные манипуляции.
Переходя к представлению следующей песни, Дмитрий Спирин пояснил, что когда они только начинали готовить творческие вечера в дуэте с Кежватовым, то негласно было принято решение исполнять лишь те песни из творчества группы Тараканы!, которые появились в период участия Кежватова в группе. «Правда, сегодня уже звучала песня, записанная без него»,- сказал Спирин, имея ввиду композицию «Собачье сердце», - «но на самом деле музыка к ней была написана в том числе и его силами. И это не единственный случай - так вот получается, что группа Тараканы! все время находилась в творческом сотрудничестве с Дмитрием». Тем не менее, следующая песня была действительно полноценным исключением из упомянутого выше негласного правила: зазвучали «Мешки с костями».
В очередном перерыве между исполнением песен, Дмитрий наконец предложил позадавать вопросы, которые тут же посыпались сплошным потоком. Достоверности ради отмечу, что крупных блоков формата вопрос-ответ было два, но здесь вновь позволю себе отойти от хронологии, и собрать в одном месте наиболее яркие и запомнившееся моменты общения.
Рязанская публика активно интересовалась самыми разнообразными аспектами жизни и творческой деятельности Дмитрия Спирина. Кежватов, хоть периодически и выдавал пару реплик, по сути остался в стороне от потока вопросов, и даже Mulenti, которая считает, что в этом гитаристе есть свое очарование, не пожелала его ни о чем спросить.
Не придумалось интересного вопроса, а всякие глупости спрашивать неинтересно.
Спирина же попросили поподробнее рассказать про его домашнюю пивоварню и поинтересовались, планирует ли он делать партии на продажу.
Дмитрий с удовольствием рассказал про то, что из себя эта пивоварня представляет [из инструментов – большие кастрюли, в которых всё варится, и крупные пластмассовые канистры, где всё настаивается], поделился трудностями, с которыми приходится сталкиваться при таком кустарном производстве. Дело в том, что пиво получается не всегда, и тогда его приходится сливать. «Тебя неправильно поймут», - подал голос Кежватов, которого, видимо, зацепили за живое. – «Как так – сливать пиво?» «Ну, понимаешь, это же не совсем пиво»,- пояснил своему коллеге и всем присутствующим Спирин.- «Это, скорее, горький квас. Но иногда приходится всё же выпивать, чтобы понять, в чём была ошибка». Касаясь темы распространения своего напитка, Дмитрий ответил, что пока об этом разговора не идёт, потому как пиво не всегда получается, а если и получается, то каждый раз разное и совсем в небольших количествах, которых с трудом хватает только на домашнюю дегустацию. Из зала поступило предложение привозить с собой пару литров в регионы и разыгрывать, на что Дмитрий ответил: «Ну может, что-то такое и придумаем».
Периодически в беседе всплывали имена и других известных людей, например Михаила Боярского, Рустема «Тэма» Булатова из группы LUMEN, Александра «Чачи» Иванова из группы Н@ИВ и ныне покойного Михаила «Горшка» Горшенёва из группы «Король и Шут». Вопрос про Михаила Боярского задающему так и не удалось сформулировать, но из общих предпосылок было понятно, что его интересует. Интересовало отношения Дмитрия Сида Спирина к тому, что Михаил Боярский на фестивале Kubana 2011 года его систематически неправильно представлял публике под именем Стив.
В итоге получилось, что весь вечер стал ответом на этот вопрос: когда к Дмитрию обращались привычно Сид, он не уставал поправлять вопрошающих, тут же произнося: «Стив». Когда же к нему обращались как к Стиву, он довольно комментировал: «Да, Стив – это я». В качестве нерегулярной забавы – неплохо, но, при всём моём уважении к Михаилу Сергеевичу, Спирину это второе имя не подходит в первую очередь фонетически: там отсутствуют твёрдые звуки. «Сид» в этом плане куда лучше.
Относительно Булатова спросили про то, знаком ли с ним Спирин, на что он ответил, что выступал в качестве приглашённого вокалиста группы LUMEN в песне «Благовещенск 02».
Так же посетителей интересовали и отношения Спирина с Чачей Ивановым, на что Дмитрий ответил так: «При встрече я говорю ему: «Привет, Санёк!», он мне отвечает: «Привет, Димон!» - вот и все отношения».
Про поводу Горшка любопытствовали, заметил ли Дмитрий в нём какие-либо изменения в последнее время его жизни, на что Спирин сказал, что он не настолько близко был с ним знаком, чтобы такие вещи отмечать.
Один молодой человек из зала задал достаточно странно прозвучавший для посвящённых вопрос: «Сид, а у тебя есть девушка или жена?» «А что, у тебя есть какие-то предложения?», - и, заметив скрывающуюся за ним девушку, тут же просёк: «А, так это не твой вопрос. Это блондинка за тобой попросила тебя его задать, поскольку сама постеснялась. Так обычно с этими блондинками и бывает. Ну, может, у тебя есть какие-то предложения?» - продолжил он, обращаясь уже к ней. Девушка улыбнулась, но промолчала.
Пару раз разные люди просили музыкантов исполнить песню «Любовь со сто первого взгляда», которая, как выяснилась, очень нравится девушке по имени Настя. Дмитрий Спирин даже в третий раз вежливо ответил на этот вопрос, терпеливо пояснив, что сегодня её не будет, а всем желающим её услышать стоит прийти на московский концерт в Ray Just Arena.
Видимо у большинства творческие вечера в камерной обстановке до сих пор ассоциируются с кабаками, где заказывали музыку.
В связи с этой же песней возник вопрос про когда-то проводимый конкурс видео на эту композицию, результаты которого пока ещё не объявлены. Дмитрий рассказал, что рекламщик группы так организовал конкурс, что жюри, отбирающее ролики, должно было состоять не из музыкантов Тараканов!, а из известных блогеров [любопытно, входил ли в их число Руслан Усачев?].
Мне кажется, там были задействованы блогеры, имеющие отношения к музыке.
Но блогеры, как оказалось, очень занятые люди: им сложно найти время посмотреть двадцать роликов, поэтому дело застопорилось. Разрулить всё Дмитрий обещал не позднее апреля.
Из иллюминатора Дмитрию задали и мой любимый вопрос: про любимую песню той группы, где он играет, т.е. Тараканов! Дмитрий, особенно долго не думая, назвал: «Пойдём на улицу». Хотели выяснить, какой альбом группы Тараканы! он чаще всего слушает, но Дмитрий пояснил, что Тараканов! в принципе не слушает. Хотя заметил, что выход первого винилового альбома «Maximum HappyLIVE», возможно, подвигнет его на прослушивание этой пластинки: благо, все необходимые инструменты для этого у него имеются, да к тому же интересно послушать себя на виниле.
Спрашивали и про то, с каким обращением можно было бы обратиться к подрастающему поколению по поводу наркотиков. Слово взял Дмитрий Кежватов, произнеся в микрофон: «Просто не доводите себя до такого состояния, когда они начинаются».
Исчерпывающий ответ! Из разряда: А как ты бросил курить? Очень просто, я даже не начинал.
Далее была исполнена песня «Кто-то из нас двоих».
В одном из блоков, посвящённых задаванию вопросов, публика поинтересовалась историей её возникновения, и Дмитрию Спирину вновь было что рассказать. Тогда в самом разгаре шёл сбор материала для альбома «Властелины Вселенной», и вроде всё было готово, но песен особо не хватало. И музыканты из Тараканов! решили обратиться к опыту своих старших товарищей, вроде групп Ва-Банкъ и ДДТ. Участники этих коллективов периодически практиковали выезд на природу – куда-нибудь подальше в деревню, что непременно сопровождалось лишением себя интернета, отключением телефонов и, как следствие, отстранения от шума большого города. В общем, создавали себе все условия для творчества. Тогдашний состав Тараканов! тоже решили опробовать эту методику, поехав в какую-то жуткую глушь [«Куда-то под Егорьевск» (с) Спирин], где и был написан текст песни «Кто-то из нас двоих». При этом поначалу, по словам Дмитрия Спирина, он не имел особого смысла – многие фразы и слова в него были вставлены исключительно ради красного словца. Но со временем она обросла множеством смыслов [«С песнями такое случается» (с) Спирин], приобрела дополнительные оттенки и теперь на вопрос: «А собираетесь ли вы написать песню про современное положение дел в мире?» Дмитрий отвечает: «Так мы её уже написали – «Кто-то из нас двоих»». Таким образом ноябрьским осенним вечером в рязанском арт-клубе «Планетарий» вскользь поговорили и про проблемы герменевтики.
Затем сыграли менее масштабную, но всегда актуальную и злободневную «Улыбайся (это раздражает всех)» и «Анестезию», которая у меня всегда ассоциировалась с песней группы Green Day «Give me a Novocaine» как её смысловая противоположность.
В течение вечера Дмитрий Спирин на некоторых песнях периодически заставлял публику мычать вместе с ним, интерпретируя это занятие как открытие внутренних чакр. Поэтому очень здорово прозвучал ответ Дмитрия Кежватова на просьбу одного из присутствующих поделиться рецептом бодрости и хорошего настроения: «Мычать не пробовали? Помогает!»
Памятуя о желании некоторых из присутствующих услышать песню «Любовь со сто первого взгляда», перед тем, как пропеть «Два по сто» Дмитрий обратился к Насте и её парню, заметил, что и в этой композиции фигурирует числительное «сто»: «Некоторые даже считают эту песню намного лучше сто первого взгляда». Странно, что только некоторые: на мой субъективный взгляд, она объективно лучше в разы – как по форме, так и по содержанию.
Возвращаясь к вопросу ослышек. Мне в этой песне слышалось: «Налей мне Жека 2 по 100». Эдакий дружбан Женек, разливающих напитки.
Затем вспомнили Марию Нефёдову – скрипачку из «Король и Шут» и вновь было упомянуто про историю создания этой песни, текст которой является скрытым признанием в любви Марии, но не со стороны Дмитрия, а со стороны Ильи Островского.
Эта история неоднократно звучала на акустических вечерах. В письменном формате с ней можно ознакомиться здесь.
Перед этой песней состоялся очередной раунд битвы «Спирин vs фотографы-дилетанты».
Видя в очередной раз направленный на него объектив, он предложил держащей его девушке подойти поближе – так, дескать, его нос, который он считает очень красивым, получится лучше. Девушка задала вопрос: «Откуда такое негативное отношение к фотографам?». «Какое же негативное?», - вступил в разговор Кежватов. – «Тебе вот музыкант предлагает сфотографировать его вблизи!». Спирин в этот момент переключился на историю со слоником, которого он недавно фотографировал в зоопарке. «Каждый день толпы таких же как я Стивов приходят и фотографируют этого слоника – его, наверно, это уже сильно достало, но он не может об этом сказать. А я, обладая даром речи, могу». «Зачем тебе эти фотографии?» - продолжил гнуть свою линию Спирин. «Всё время спрашиваем, и хоть бы кто нормально ответил», - прокомментировал Кежватов. «Мне интересна фотография», - ответила девушка.- «Я плохих выкладывать не буду, могу предварительно прислать». «Понимаешь, у меня очень мало времени», - пояснил Дмитрий. – «Помимо тебя в зале снимают ещё несколько человек – что же, они все будут присылать?» На сей раз фотографы были смущены куда больше, но и это остановило не всех: одни из девушек просто приспособила под включённую камеру стол, которая теперь всё фиксировала без её непосредственного участия.
Многие любители фотографий прослушали это замечание и будучи уже под градусом, стремились сделать даже кадр со вспышкой.
В песне «Непогода», как и на одном из акустических вечеров в Москве, была неканонически пропета вторая часть второго куплета: вместо «серьёзной беды» просто вновь повторилась «вода из водопровода» из первой части песни. Что ж, возможно, у этой композиции уже давно обновилась редакция, но эта новость по какой-то причине обошла меня стороной.
Далее последовала песни «Всё пройдёт» из репертуара кавер-банда «Приключения электроников», основателем и участником которой когда-то являлся Дмитрий Спирин. Из круглого иллюминатора в стене ему задали вопрос, почему он ушёл из этой группы – что, дескать, когда он там был, группу слушать было можно, а сейчас что-то совсем не то. Дмитрий отметил, что много времени уже минуло с тех пор что он и не помнит уже, что конкретно его спровоцировало покинуть коллектив. Даже год точный не может назвать. «Но что-то такое там, значит было», - заметил он.
«Когда я писал книжку «Тупой панк-рок для интеллектуалов», я был помоложе и с лёгкостью вспоминал события не только десятилетней, но даже двенадцатилетней давности. А теперь я уже мужчина в летах. Раньше вот шесть раз мог за раз, а теперь только два». «А сейчас в этой группе кто? Дарья Давыдова там», - продолжил другой Дмитрий. – «Послушайте кстати её песню про чистую воду – это что-то» [речь немного отцензурирована – прим. katafalka]
После «Поезда в сторону Арбатской» последовало исполнение песни «Personal Jesus» группы Depeche Mode, которое было преждевременно прервано: Дмитрий Спирин решил наложить на неё временные санкции по причине её буржуйского происхождения.
Эта композиция Depeche Mode лично мне очень нравится, жаль её не допели до конца.
Чуть позже контрастом были сыграны песни про два диаметрально противоположенных времени года: «Летом», после исполнения которой Дмитрий Спирин пожаловался присутствующим на откровенный фасон одежды, который летом предпочитают носить многие московские девушки, и песня «36,6», события которой происходят в зимнее время года. Представляя последнюю композицию, Дмитрий не забыл упомянуть, что музыку к этой песне написал Евгений Хавтан, а стихи – он сам. Но фразу «Ваш покорный слуга» Дмитрий произнёс так, что многим, в том числе и Дмитрию Кежватову вместо «покорный» послышалось «покойный», что гитарист не преминул обнародовать. «Всё верно», - ничуть не смутился Дмитрий Александрович. – «Слуга во мне давно умер. Какой же я вам слуга? Скорее, старший товарищ!».
Одна из девушек спросила у Дмитрия про его самую любимую песню любви. Дмитрий серьёзно задумался, и после сказал, что такая есть, но названия её он не помнит, ровно как и фамилию исполнителя. Помнит только его имя: Аркадий. Тут же посыпались догадки: «Укупник?», «Из Н@ИВа»? Но не угадал никто. Дмитрий пересказал сюжет песни, и стал просить у кого-нибудь телефон с интернетом, но его опередили, найдя, что речь идёт об Аркадии Духине и его композиции «Случайная любовь».
Вскоре была сыграна песня «Кто же теперь будет спать со мной?» - та самая, про зону.
Рязанцы активно интересовались, когда группа Тараканы! ещё раз посетит их город, и Дмитрий переадресовал их вопрос к рязанскому организатору, который оптимистично заверил своих сограждан, что не позднее 2016 года. Сам же он тем временем думал – или, по крайней мере, делал вид – какой же песней завершить вечер, и в итоге постановил: «Песня, которая долгое время не игралась, но благодаря голосованию вернулась в исполняемый репертуар Тараканов! – «Русский рок»». Зал, разумеется, с удовольствием принялся подпевать.
В общем, вечер продолжался около трёх часов – никто никуда не спешил, хотя Дмитрий Александрович последние сорок-пятьдесят минут встречи грозил исполнить последние пару песен, но на деле после первого предупреждения было спето ещё около пяти-шести композиций. Музыканты поклонились публике, и Кежватов беспрепятственно покинул зал.
Второго Дмитрия так просто не отпустили, каждый его шаг к выходу из зала сопровождался фотографией с представителями рязанской публики.
Получив здоровую порцию хорошего настроения, побрели в сторону гостиницы, путь к которой лежал в том числе и через реку Трубеж.
Единственным возможным путём перейти через неё – было пройти по мосту, внушающему страх высоты и падения даже тем, кто им особенно не страдает.
Акустический вечер выдался интересным, злободневным и динамичным: как всегда предельно насыщенный ситуационным юмором. Конечно, в формате текстового повествования достаточно сложно передать все грани и аспекты услышанного на нём - пытаться можно, но тогда объёмы текста грозят превысить все мыслимые и немыслимые пределы. Так что пусть остаётся как есть, а тут лишь скажу, что рязанская акустика стала замечательным дополнением к московскому большому электрическому концерту группы Тараканы!, который состоялся через день в клубе Ray Just Arena.
Примерный сет-лист [то, что есть, по порядку, но ряд исполненных песен отсутствует]
Выходной
365 дней
Письмо к Бритни
Собачье сердце
Улица Свободы
Как в третий Quake
Мешки с костями
Кто-то из нас двоих
Улыбайся (это раздражает всех)
Анестезия
Два по сто
Маша – скрипачка из Король и Шут
Непогода
Все пройдет [Михаил Боярский cover]
Поезд в сторону Арбатской
Personal Jesus [Depeche Mode cover]
Летом
36,6 [Евгений Хавтан cover]
Poison heart [Ramones cover]
Кто же теперь будет спать со мной?