Триптих
Когда мы слышим слово "триптих" возникают две ассоциации: либо это три картины, либо алтарные створки с религиозным сюжетом. Но триптихом может быть что угодно, объединённое общим сюжетом.
В данном случае триптихом стали три спектакля по произведениям Пушкина: Граф Нулин, Каменный гость и Сцена из Фауста.
Спектакль идёт с 2009 года и в своё время презентовал открытие малой сцены в новом здании Мастерской Петра Фоменко. С тех пор постановка получила множество отзывов, разнящихся по впечатлениям. Кто-то ничего не понял и остался в недоумении; кому-то понравилось всё; кто-то любит первые два действия, а третье считает лишним; кто-то копал смысл вглубь; а кто-то просто сыпал кучей умных слов в которых трудно уловить смысл (мой самый нелюбимый вид рецензирования - вычурный снобизм).
Спектакль длится три с лишним часа с двумя антрактами. В нём много музыки, пластики, интонаций, игры с пространством и светом. Любители искать пасхалочки в сюжете получат от представления огромное удовольствие, т.к. в спектакле их множество.
Каждый для себя объединяет эти три истории по-своему. Тут можно увидеть и религиозный триптих (Рай, Страшный суд, Ад), и любовный (Романтика, Страсть, Трагедия), и мистический (Волшебство, Практическая магия, Потусторонний мир) и т.д. Все смыслы в той или иной степени присутствуют, потому что страсть и скука - это вечный двигатель человеческих поступков.
Действие первое. Граф N. Сантиментальный анекдот в стихах
В основе первого сюжета лежит пародийная история Пушкина на Шекспировскую поэму "Обесчещенная Лукреция", названная автором "Граф Нулин".
Небольшое пространство сцены заполнено актёрами, которые располагаются на разных уровнях: под потолком, внизу, на средней площадке. Каждый из них занят своим делом и одновременно включён в игру. Реплика за репликой перекидывают они друг другу повествовательный мячик, увлекая зрителя сюжетом. Технически это довольно сложная работа: сохранять ритм стиха и не сбиваться на бытовые, прозаические интонации. У актёров это так удачно получается, что возникает иллюзия простоты и лёгкости.
Роман классический, старинный,
Понравился приём введения в историю автора, который взирая сверху на происходящее подсказывает героям реплики, а временами записывает, что они говорят. Отличная иллюстрация того как писатели создают свои сюжеты.
Действие второе. О Дона Анна! Маленькая ироническая трагедия
Вторая история переносит нас в Мадрит, где мы будет наблюдать за любовной драмой Дон Гуана (так раньше называли Дон Жуана), который впервые влюбился по-настоящему. За основу взят сюжет драматического произведения Пушкина "Каменный гость".
Работа с пространством и светом делает атмосферу невероятной. Задние панели малой сцены раздвигаются и фойе театра становится дополнительной декорацией этого сюжета. Акустика фойе добавляет гулкости стенам монастыря, в котором происходит одна часть действия и глубины ночном Мадриту, в котором происходит вторая часть истории.
Довольно с вас. У вас воображенье
Оно у вас проворней живописца,
И опять главенствуют интонации, которые добавляют персонажам многогранности. Мы видим не плоские характеры, а живых людей, которые любят, грустят, ненавидят, радуются, боятся.
Не смотря на всю ироничность происходящего, "Каменный гость" остаётся страшной сказкой.
Действие третье. Мне скучно, бес... Бурлеск-эклектика
Завершающая история происходит в Аду, где скучающий Фауст просит Мефистофеля его рассеять (в значении развлечь).
Для этого сюжета помимо стихотворения Пушкина "Сцена из Фауста" были использованы его наброски к замыслу о Фаусте, стихотворение Иосифа Бродского "Два часа в резервуаре" и стихотворение Василия Жуковского "Ночной смотр".
Вместе с главным героем мы отправляемся путешествовать по разным уголкам потустороннего мира, наблюдая всяческую вакханалию (музыка, стихи, призраки, демоны, Смерть играет в карты с Грехом и т.д.)
Многие к этой части спектакля имеют большое количество вопросов. Зачем там эта сцена или вот эта, почему вставили стихотворение Бродского, а что за концовка такая возмутительная? А мне в этой истории понравилось абсолютно всё, потому что тонкие миры не подвластны человеческой логике и вряд ли в Аду главенствует канцелярский порядок, правила человеческих норм поведения со светским этикетом.
После просмотра этой постановки мне захотелось вернутся к чтению Пушкина, к которому после школы испытывала исключительно антипатию.
Если вы планируете посмотреть данный спектакль в театре или в записи, не читайте рецензий. Они, по какому-то не ведомому закону, силятся пересказать всё увиденное в деталях и порой так криво это делают, что создают ложное представление о происходящем.