Культпоход
October 1, 2023

Дядюшкин сон

Кажется, у меня появился спектакль, который претендует на звание "Самое ужасное театральное представление". В моём личном рейтинге, естественно.

До вчерашнего дня самым плохим спектаклем, который довелось посетить я считала "Ревизор" в театре Моссовета. Более пяти лет никому не удавалось меня так ужаснуть. Были слабенькие постановки, были плохо сыгранные, но лютого бреда в стиле "Ревизора" не попадалось. Но рано или поздно расслабляешься, теряешь бдительность при выборе спектакля и попадаешь просто на какой-то фееричный треш.

Началось всё с того, что спектакль на который мы планировали пойти отменили. Замены театр не предлагал, они вернули деньги. Поэтому замену стали искать сами. В афише попался "Дядюшкин сон".

Летом я читала рецензии, что в сентябре выходит премьерный спектакль "Дядюшкин сон". Название театра я не запомнила, просто отметила для себя, что неплохой спектакль и ставится в театре, в котором мы точно не были. Кто ж знал, что в сентябре выходит две премьеры с таким названием, в разных театрах и оба театра для посещения новые.

Почему я не проверила информацию внимательнее? Дело в том, что "Дядюшкин сон" - это не пьеса, а повесть. Т.е. для того, чтобы из повести или любого другого худ.произведения сделать пьесу режиссёру надо провести большую работу, с нуля сочиняя реплики героев. А поскольку в этом году у Достоевского нет какой-то круглой даты, мне и в голову не пришло, что несколько театров будут ставить одно и тоже произведение.

Описание спектакля на сайте тоже не насторожило. Оно максимально нейтральное без каких-либо намёков на происходящее. Отзывов не было, а в качестве фотографии поместили фото зрительного зала. Для премьерных спектаклей это нормально, т.к. ещё нет материала и зрительских впечатлений. Всё это появляется позже.

Поэтому купили билеты на "Дядюшкин сон" и пошли смотреть. Здание "Школы драматического искусства" очень классное. Фойе оформлено как выставочное пространство: картины, скульптуры, плакаты. Винтовые лестницы, несколько залов для спектаклей, приятный персонал.

Оформление сцены перед началом покорило. Сказочная атмосфера, дверка.

Подумалось, что создатели решили обыграть тему сна. Начался спектакль и эту красоту сразу обрушили. На половине сцены запустили видеоролики, на сцену выбежал набриолиненный юноша в блестящем пиджаке и запел строчки "Сцена из Фауста" Пушкина и начался какой-то карнавал безумия.

Что-то бликует, шумит, актёры вычурно переигрывают, музыка перебивает реплики, дебильнейший видеоряд трындит периодически. При этом видео виснет, а ты задумываешься: "это так и должно быть или проектор багует?" Выглядит всё как капустник, т.к. сюжет распилен на какие-то эстрадные номера.

Актёры прекрасно поют, сценки красиво поставлены и если бы я шла на концерт, у меня бы было ноль претензий к происходящему. Можно ли так делать в спектакле? Можно, особенно если это мюзикл. Но даже если не мюзикл, у происходящего должна быть смыслообразующая канва. Я выделю только два номера, которые смотрятся гармонично. Это сон служанки и песня дочери хозяйки для князя. Всё остальное выглядит как бред и нет, это нельзя оправдать фразой: тут многое им снится, а во сне может быть что угодно.

Любая неконтролируемая вакханалия должна держаться в рамках и иметь свой логический замочек. Если бы в этом спектакле было два видения: реальность и то как видит всё тоже самое безумный дядюшка - это было бы шикарно. Тоже самое показывать ситуацию из реального мира и мира сновидений всех персонажей пьесы. Это можно очень здорово обыграть. А в этом спектакле всего чересчур. Много визуального шума, много грохотания музыки и вся эта каша полностью сбивает тебя с истории.

Например, в самом начале пьесы тебе перечисляют всех героев. В первом акте ты разобрался и понял кто есть кто, а во втором идет титр "И снилось Афанасию Матвеичу", а никакого Афанасия в первые полтора часа не было. А после его безумного сна и каких-то криков ты понимаешь, что это муж хозяйки дома, которого упомянули в видео в самом начале и потом забыли про него совсем. Хотя может быть и упоминали по ходу, но в том количестве шума, который льётся со всех щелей тяжело что-то запомнить.

По поводу видео. В данном спектакле я не понимаю для чего оно нужно. В целом всё, что там показано можно актёрам сыграть. Видео, кстати, отвратительно сделано. И по качеству, и по подаче материала. Как я понимаю, почитав отзывы на другие работы режиссёра (зовут его Глеб Черепанов), - это его фишка, он часто добавляет этот визуальный мусор. Удивительно, что в статьях, рассказывающих про режиссёра, очень его хвалят. Наверное, судить по одному спектаклю о его творчестве не стоит. Но после этой постановки появилось желание никогда не ходить на его работы.

P.S. в общей сложности всё действо идёт 3 часа с небольшим. Хотя написано, что спектакль идёт всего 2 часа 45 минут. Но с учётом антракта и задержки начала, выходишь после десяти вечера, не раньше. Затянутость этой бредятины стала главной причиной возведения данного спектакля на первую строчку нелюбимых постановок.