За кулисами
В широком смысле концерты как зрелищные мероприятия подразделяются на огромное количество категорий. Они могут быть детскими, взрослыми, коммерческими, благотворительными, ночными, тематическими и т.д. Каждая категория делится на разные типы. Рок-музыканты чаще всего участвуют в следующих: лайвы, отборочные туры, фестивали, солянки (сборный концерт), сольники. Каждый из них требует разной подготовки и имеет свои нюансы в организации.
В лайвах важен звук, поэтому главный акцент при подготовке делается на оборудование, которое будет его передавать в эфир. Необходимо правильно выбрать песни и инструменты для их исполнения. Иначе могут возникнуть технические сбои во время эфира, а звучание будет неразборчивым. Выгоднее брать для эфира мелодичные композиции или акустические версии песен. Также важно понимать о чём ты будешь говорить в перерывах с ведущим и со зрителями. Лайвы можно транслировать откуда угодно, был бы интернет хороший. Чаще всего их делают на радио, на студии/реп.базе или на улице (парки, дачи и т.д.)
Отборочный туры — это вид концертов с голосованием зрителей и наличием жюри, иногда голосует только жюри. Очередность выступления определяется жребием или списком от оргов. Групп может быть на отборочном туре от 8 и более, каждой группе даётся примерно полчаса (минут 20 на выступление и 10 минут на отстройку звука). В зависимости от мероприятия победы на отборочных турах дают либо возможность выступить на главной сцене крупного фестиваля, либо стать разогревом для иностранного исполнителя, либо просто выиграть условный ящик Jack Daniel’s и оплаченную репетицию в крутом месте.
Иногда отборочные туры на фестивали проходят в несколько этапов. Первый — голосование в соц.сетях для зрителей. Второй — выбор жюри. Третий — концерт с голосованием зрителей и жюри или только жюри.
Все эти отборочные туры чистой воды фикция, потому что проходят первые этапы те, кто имеет больше друзей. А выбор жюри не всегда объективен, чаще они подбирают форматные команды, т.е. те, кто больше вписывается в лайн-ап мероприятия по звучанию и репертуару. Поэтому обычно среди молодых музыкантов из года в год мы видим одни и те же команды, а потом они распадаются и их место занимает на несколько лет ещё один молодой коллектив.
Но не подумайте, не всё так плохо. Есть и очень талантливые ребята, которые пробиваются в высшие эшелоны отечественной рок-сцены. Их немного, но они есть!
Фестиваль — это мероприятие на 2-3 дня. Обычно где-нибудь за городом в полях, чтобы туда можно было приехать на своём транспорте, расположится с палатками и не мешать спать людям. Основное время проведения летом, иногда поздней весной или ранней осенью. Все-таки дожди и заморозки не лучшая атмосфера для муз.оборудования.
Первый фестивальный день (как правило пятница) обычно проходит в расслабленном режиме: люди приезжают, располагаются, знакомятся, затариваются мерчем и пивком. Хэдлайнеры и сколько-нибудь интересные группы выступают ближе к вечеру.
Второй день самый топовый, начиная с обеденного времени и до глубокой ночи выступают самые мощные группы лайн-апа.
Если у фестиваля нет третьего дня и он проходит в режиме двух дней, то лайн-ап на оба дня очень плотненький и интересный. Если у фестиваля есть третий день, то интересные группы могут быть и на нём. Но закончатся там выступления не поздно, т.к. многие в этот день выезжают с площадки в сторону дома.
Интересный момент из моего опыта посещения фестивалей. Ездила на фест, который шел 4 дня. Посетить я планировала 1 и 3 день (там были интересующие меня группы). Поскольку фестиваль проходил недалеко от Москвы смотаться туда-обратно не было проблемой. После первого дня я радостно выкинула браслет, как после концерта обычно делают люди. И когда приехала на 3 день, меня не хотели пускать. Оказалось браслет дают только один и носить его надо все дни фестиваля, он не разваливается от воды и довольно сложно его повредить. После долгих объяснений, что молодые да глупые, не знали что надо сохранить браслет на все дни - проход на фестиваль всё-таки получила. Не повторяйте моих ошибок.
Есть ещё фестивали-концерты в городе. Это как большой концерт-солянка на главной площади, приуроченный к какому-нибудь событию: праздник, благотворительность, ежегодная дата чего-либо. На нём выступают известные музыканты и группы. Молодые музыканты также могут попасть на такие фесты, подав заявку или пройдя отбор.
Сборный концерт может быть без привязки к событию и проводится в клубе. Такие мероприятия устраивают для начинающих групп.
В зависимости от того какой у музыкантов статус на солянке (разогрев или хэдлайнер) подбирается сет, время прибытия на саундчек, будет ли выкуп билетов или нет. Место в очередности выступления также влияет на время сета и цену выкупа, если таковой предусмотрен организаторами. Сет открывающих солянку групп занимает не более 30 минут и стоит дешевле, если не бесплатно, т.к. это время, когда публика только подтягивается и у сцены будут скорей всего три друга и ни одного нового слушателя.
Сольник как полноформатный альбом, на нём ты выдаёшь промежуточный мощный результат большой работы.
Если группа известная - она, как правило, выступает без разогрева или привозит его с собой (группа менее известная, но очень дружественная главной). Иногда группы устраивают закрытый аукцион для разогрева и вакантный сет достаётся тому кто заплатит больше. Иногда группа сразу озвучивает ценник за который можно стать разогревом на их концерте. В некоторых случаях проводится отборочный тур, где финалистов слушают хэдлайнеры и выбирают кто им понравился больше.
Сольное выступление занимает от двух часов. Расстановка песен в сет-листе должна учитывать общий темпоритм мероприятия, чтобы движовые композиции сменялись более лирическими и публика не уставала. Новые песни презентуют вначале, чтобы зрители разогрелись и расслушали их. В концовку ставят хитовые, которые вызывают самый мощный выброс эндорфинов.
Некоторые музыканты выбирают для сольников площадки с двумя сценами. Главная сцена и небольшой пятачок в самом центре зрительного зала. Его могут использовать для композиций-импровизаций, например, соло на барабанах или для акустического сета. Либо для какого-то незаявленного гостя или танцевального шоу. Действия на второй сцене дают музыкантам передышку.
В следующей серии концертной саги расскажу про аудиторию, которая ходит на такие концерты.
_________________
Посты по теме:
За кулисами. Вводная часть