Сомерсет Моэм "Подводя итоги"
Недавно подружка порекомендовала к прочтению книгу "Подводя итоги", т.к. я люблю писательскую кухню. Прочитала за пару дней и считаю, что это одна из лучших книг, которые мне довелось прочитать в этом году.
Эту книгу нельзя причислить к мемуарам или автобиографиям. Это скорее сборник размышлений автора о жизни, о людях, о себе и своём опыте, о работе писателя. Если бы Сомерсет Моэм жил в наше время и вёл блог, то эти заметки были бы там опубликованы.
Меня всегда поражало, почему люди так стремятся к знакомству со знаменитостями. Престиж, который знакомство со знаменитым человеком создаёт вам в глазах ваших приятелей, доказывает только, что сами вы немного стоите.
То, о чём рассказывает автор настолько мне близко и понятно, что я готова подписаться буквально под каждой строчкой в этой книге. Сдерживаю себя, чтобы не зацитировать её тут целиком.
Люди забывают, какие отвратительные мысли порою приходят им в голову, и возмущаются, обнаружив их у других.
Моэм очень откровенно пишет про своё мастерство писателя и драматурга, подчеркивая как важны в этом деле старание, тренировки, умение читать других, необходимость общения с разными людьми и путешествия, для пополнения своей копилочки впечатлений. Он считал, что гении рождаются один или два раза в столетие, а все остальные талантливые люди в первую очередь трудяги.
…но шедевр - это чаще всего венец долгих трудов, чем случайная находка неученого гения.
Забавно было узнать, что ему, как и многим авторам, предъявляли друзья и знакомые, за то что он списал своих героев с них и обижались на него за это. При этом когда он действительно писал какого-то персонажа со знакомых и добавлял им замечательных черт, никто себя не узнавал. Моэм пишет, что писатели никогда никого целиком не списывают, потому что не знают этого человека до конца. Можно вдохновиться образом, подметить детали и типаж, но никогда не воспроизведешь досконально даже близкого друга. В целом писателям это и не нужно.
Интересно было почитать про отношение Моэма к театру. Он его не очень-то любил, хотя писать пьесы ему нравилось. Его нелюбовь складывалась из нескольких причин. Во-первых, публика, у которой надо идти на поводу. Потому что если публике не понравится, они не придут и пьесу снимут. Во-вторых, режиссёры, которые видели по своему и доносили до зрителя совсем не ту историю, которую прописывал драматург. В-третьих, это критики, которые в большинстве своём не понимали в этом деле ничего, а от их мнения зачастую зависело мнение публики.
Собственно по прошествии стольких лет в театре ничего кардинально не поменялось. По мнению Моэма театр могут спасти две вещи: поэтические пьесы (в стихах) и уйти от желания использовать в спектаклях то, что кино делает лучше. Хотя многие современные авторы считают иначе, якобы без яркого шоу в театре никого не будет.
Много Моэм пишет про важность сюжета и умение доносить свои мысли при написании любого произведения. Будь то роман, пьеса, философский труд или лекция. Как говорится, ты можешь быть самым умным и замечательным учёным, но популярным станет тот, кто твои идеи донесёт простым языком.
Те, кто смотрит пьесу или читает книгу, непременно желают знать причину всякого поступка и не поверят в неё, если она недостаточно убедительна.
После прочтения этой книги несколько дней не хотелось ничего читать. Хотелось ещё раз обдумать всё написанное и порадоваться, что мы с Сомерсетом Моэмом единомышленники практически во всём.