24. Марина и Сергей Дяченко "Vita Nostra"
Сашка продиралась сквозь длинные, бессмысленные сочетания букв, и у неё волосы поднимались дыбом.
Подобно героине истории я продиралась сквозь эту книгу с мыслью "ну что это за бред". Понятное дело, что книга написана на определенную аудиторию, которой я не являюсь, и поэтому мне было трудно проникнутся сюжетом. С другой стороны хорошая история цепляет вне зависимости от того для кого она написана.
Девушка Саша хочет стать филологом, много учится и мечтает о поступлении в МГУ. И её мечтам не суждено было сбыться, потому что её выбрал куратор дабы определить в их учебное заведение - институт специальных технологий. Делает он это весьма извращенным способом, просто ставя девушку перед фактом - или ты делаешь то, что я тебе скажу, или твоя мать умрет.
Девушку отправляют делать странные ритуалы: купаться голышом на рассвете или бегать в парке и мочится в кустах. Все эти уникальные действия вызывают у нее рвоту золотыми монетами, которые на самом деле не монеты, а вступительные баллы в институт. О чём девушка узнает в самом конце, когда уже почти доведена до сумасшествия.
Сашка пробралась на кухню. Накапала себе маминой валерьянки, выпила залпом - какая гадость! - и, забившись под одеяло, заснула.
Обучение в институте сложное, потому что никто ничего не понимает, а подход к обучению нелогичный. Сначала преподаватели чехвостят героиню за то, что у нее не получается (каждый "неуд" - это смерть или угроза для жизни твоих близких), а потом они же избивают и наказывают её, когда она начинает так хорошо учится, что обгоняет программу.
-Вы на втором курсе! Не на первом! Вы делаете такие вещи, Александра, что... у меня просто нет слов!
Почему же в книге главную роль играет язык? А потому что в этом институте учатся не люди, а слова! Да, да и наша героиня - глагол в повелительном наклонении, несущая конструкция Речи созидания, управляющая миром. А такая должность влечет за собой огромное могущество, которое охватывает героиню и вынуждает её учится ещё усерднее.
Меня больше всего заинтересовал вот какой момент. Если мы соглашаемся на версию, что в институте учатся не люди, а слова, то как интимная близость слов влияет на Речь созидания. Вот героиня глагол, который является несущей конструкцией, после того как она переспала с местоимением, а до этого потеряла девственность с глаголом в сослагательном наклонении, который является символом утраченной возможности, это лишает её части её могущества? Или прибавляет могущества тем, кто слабее? Может ли местоимение поменять часть речи, если переспал с могущественным глаголом? Важные вопросы мироздания так и не раскрыты.
К концу книги выясняется, что героиня не просто глагол всего романа, она еще и другие функции имеет. За что ей поставили двойку, потому что нечего тут своими способностями хвастаться. К сожалению, это не конец. Существуют другие книги из этой серии, которые я читать не планирую. Возможно именно там раскрываются все вопросы этой словесной Вселенной 2/5
P.S. у книги много поклонников, которые любят сюжет, интригу, мастерски описанные диалоги и т.д. На мой вкус, язык книги бедноват, сюжет местами довольно мерзкий и вся работа больше похожа на хайп, чем на стоящий роман. Но это лишь моё субъективное впечатление.