За кулисами
Несколько лет работала с молодыми рок-музыкантами. Опыт крайне интересный, хоть и не прибыльный. В этой сфере была в разных ролях: пресс-атташе, организатор, журналист, менеджер группы и, конечно же, блогер. Организовывала удачные и не очень концерты, брала интервью, общалась с фанатами, писала пресс-релизы, статьи, обзоры, отчёты с концертов, бывала на радио, съёмках клипов и фотосессиях.
Историй из этого периода жизни накопилось немало, некоторые буду постепенно рассказывать здесь. Начнём с основ и общих впечатлений.
Небольшой терминологический словарь:
Разогрев — выступление менее известной или неизвестной группы перед основным выступлением хэдлайнеров.
Хэдлайнер — главная группа вечера, та чьи лица светятся на афише и на кого идёт основная масса аудитории.
Саундчек — подготовительное мероприятие перед выступлением. На нём группы отстраивают звук со звукорежиссёром, подключают оборудование и примочки, распеваются. Саундчек начинается за несколько часов до открытия дверей.
Примочки — индивидуальное оборудование каждого музыканта. Например, усилители у гитаристов или автотюн у вокалиста.
Открытие дверей — время запуска зрителей, как правило за полчаса-час до объявленного начала мероприятия.
Плюсы — гости, идущие приглашенными к музыкантам. Обычно девушки, близкие родственники или друзья. Они не платят за билет и проходят на мероприятие бесплатно.
Фотопит или Фотояма — место между сценой и зрителями, в которой бегают фотографы и видеооператоры, снимающие концерт.
Фотозона — место с баннерами мероприятия, где можно сфотографироваться на память. Иногда музыканты там раздают автографы и фотографируются с фанатами.
Аккредитация — право бесплатного присутствия на концерте на правах журналиста или фотографа, который потом должен предоставить материал о мероприятии.
Райдер — список минимальных требований по оборудованию в клубе и вещей, необходимых в гримёрке.
Мерч — продукция выступающих групп (футболки, значки, кепки, нашивки, брелки, магнитики и т.д.)
Бэкстейдж — фото и видеосъёмка о подготовке мероприятия. Например, кадры из гримёрки, фрагменты со съёмок клипа, изготовление декорация для фотосессии и т.д.
Солянка — концерт, состоящий из четырёх и более групп.
Отборочный тур — концерт с голосованием. На них как правило голосуют зрители и экспертное жюри. Отборочные туры проводятся для различных фестивалей на малую или главную сцену.
Лайв — выступление в прямом эфире, как правило на радио. Можно сделать прямой эфир из парка, с акустического концерта или репетиционной базы.
Сольник — большой концерт одной группы. Разогрева на сольниках либо не бывает вовсе, либо выступает одна группа с сетом не более одного часа.
Сет — песни, которые группа исполняет в отведенное на сцене время.
Сет-лист — список песен, исполняемый во время сета.
Бис — одна-две песни после основного выступления и поклонов.
Лайп-ап — список групп выступающих на мероприятии с временем их выхода на сцену.
Выкуп — участие группы в концерте за денежку. Купленные билеты можно продать зрителям со скидкой. Выкуп гарантирует организаторам выйти хотя бы в ноль.
Выйти в ноль — когда концерт не принёс прибыли и убытков.
Главная сцена — площадка для выступления крупных музыкантов на фестивалях.
Малая сцена — площадка для выступления групп, прошедших отбор из числа новичков или малоизвестных коллективов.
Несколько общих наблюдений по сфере:
Чем более опытен музыкант, тем меньше у него понтов. На сцене они наводят шороху на аудиторию, предстают эдакими секс-идолами, но в реальности это милейшие начитанные люди, которые могут поддержать увлекательную беседу.
Конечно, есть исключительные случаи - те, кто словили звезду. Эдакие небожители с которыми не всякому дозволено общаться. Они совершенно не сговорчивы по райдеру. У них может быть прописан какой-то пунктик типа зернового безглютеного хлеба, они настаивают чтобы был именно он и определенной фирмы, но в итоге едят обычные бутеры из бара, а уникальный хлеб так и валяется в гримерке не распечатанный.
Начало выступления редко происходит вовремя на малых площадках, т.к. не все молодые музыканты считают важным приехать вовремя на свой саундчек или звукач такой бухой, что не может правильно отстроить звук.
Идеально отстроенный звук не гарантия того, что начнут вовремя. Иногда организаторы ждут, когда подтянется побольше народу.
Посторонние в гримерке. Самое бесячее на концертах, когда в гримерках музыкантов тусят ещё их друзья, родственники, коллеги. Все дружно начинают бухать (не всегда, но частенько). Переодеваться или искать какие-то вещи крайне трудно. Выгнать посторонних можно, но сами музыканты этому препятствуют. Последствие этого забытые провода, чехлы и т.д. в гримерках, которые потом ищут по всем чатикам.
Все хотят неограниченное количество плюсов. Это та ещё головная боль! По негласному правилу, каждому музыканту дают привести по одному плюсу на концерт. Но перед концертом начинается: а можно мы еще вот приведем Вадика, Павлика, Марину...
Даже если вы ведёте авторский блог с небольшой аудиторией у вас есть шанс получить аккредитацию на концерт. Надо связаться с организаторами и узнать какие у них условия аккредитации на концерт. Некоторые просят написать и опубликовать несколько пресс-релизов на своей площадке, кому-то нужен качественный фотоотчёт всего концерта, кому-то нужны рекомендации или ваши предыдущие работы. При наличии навыка вести переговоры шанс на успех есть у каждого. Из своего опыта скажу, что даже, не имея связей и внушительного портфолио, получить аккредитацию возможно и пропуск за кулисы для интервью с музыкантами тоже. Всё в ваших руках!
В следующих сериях концертной саги расскажу о тонкостях гастрольной жизни, концертах, организации, людях, манере общения и забавных случаях на этой работе.
P.S. если есть вопросы по теме или какие-то термины непонятны пишите об этом в комментариях.
_________________