Айн Рэнд - Атлант расправил плечи
Одно время не было вокруг равнодушного утюга, который бы не шептал тебе, что нужно прочитать книгу "Атлант расправил плечи". Какой-то безумный ажиотаж охватил общественность с желанием приобщиться к мировому бестселлеру. Книга мелькала во всех пабликах, подборках, встречалась в интервью и статьях разных авторов.
Я с подозрением отношусь к литературе, вызывающей неконтролируемые истерики читателей. Не всегда популярность показатель качества истории (вспомнить хотя бы "50 оттенков серого", "Алхимика" или "Сумерки"). К тому же у меня не складывалось с чтением этой книги. То в книжном раскупили, то в библиотеке не все тома, то у друзей уже кто-то взял почитать.
И вот недавно в библиотеке мне торжественно сообщили, что все три тома "Атланта" в наличии. Значит пришло время ознакомится.
Ранее из творчества Айн Рэнд я читала только "Источник". Этот роман вызвал у меня двоякие чувства. С одной стороны герои интересные и сюжет затягивает. Но с другой стороны нудновато, поступки героев нелогичные и импульсивные. А то как большинство характеров слили в трубу под конец истории вызвало у меня изрядную долю возмущения.
От "Атланта" я ожидала крепкой истории предпринимательства, сильных персонажей и чего-то очень вдохновляющего. Эдакие истории храбрых духом людей, которые разруливают непростые ситуации в бизнесе.
Что мне понравилось. Мне близка идея брать на себя ответственность и решительно действовать в критических ситуациях, поэтому героям за это моё почтение. Я согласна с мыслью, что возможность можно создавать самому. Я разделяю убеждение, что за труд и идеи нужно платить, а каждому человеку неплохо бы иметь долю здравого эгоизма.
Что мне не понравилось. Всё остальное в этом романе.
1. Я не люблю деление на чёрное и белое. Умные богачи держат свои гениальные идеи при себе, потому что бедняцкое быдло всё равно не оценит. Если бы в жизни было всё так просто.
2. Плоские герои. Да, мне нравится когда герой принимает решения и берет ответственность. Но когда он ни разу не сомневается в себе, а действует как запрограммированный робот, это не вызывает сопереживания и выглядит наигранным. Этим Айн Рэнд грешит и в "Источнике", она развешивает ярлыки на героев и они от начала до конца книги плюс-минус одинаковые. Кроме тех, кого она решили стухлить (прям школа Льва Толстого).
3. Размусоливание одной и той же мысли всю историю. Ты и с первого раза понял посыл: "Я в белом пальто, а вы пидорасы". Но автор бегает за тобой всю книгу и доказывает, доказывает, доказывает.
4. Скучнейшая любовная линия, описанная в формате дешевого бульварного романа.
Я понимаю почему эта история нравилась в годы выхода. Людям попали в их страхи о коллективизме, терроре власти, угнетении капиталистов и т.д. Я понимаю почему эта история нравится подросткам. С ними эта мысль (ты один такой умный и решительный, а все вокруг дураки) хорошо резонирует.
Но я искренне не понимаю, почему от этой истории так возбуждаются взрослые люди, которые должны осознавать однобокость описанной системы и то, что в реальности такая модель не работает.
P.S. Самая классная сцена всей книги про крушение поезда и какие шаги принимала героиня для решения этой ситуации. Я думала, что вся книга будет такой.
P.P.S. Невероятно тупо ведёт себя второстепенный герой, который изначально заявляет, что его интеллект не продается. А потом спустя пару глав радостно скачет от того, что будет дворником на заводе.